Вторник, 19.03.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя МОУ СОШ №8 г.Моздока

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Уважаемый гость, нам важно знать, кто вы? (вы можете выбрать два ответа)
Всего ответов: 1234
Мини-чат

О себе

 «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».  В.О.Кольцов

 

   Каждый день я вхожу в класс на урок и вижу устремленные на меня детские глаза: карие, серые, голубые… Они смотрят на меня пытливо, задумчиво или… равнодушно… Чего они ждут от меня? Что я могу им дать? Как не дать угаснуть живущей в них мысли, или как зажечь огонёк заинтересованности? 

  Почему я стала учителем? Пожалуй, это загадка и для меня самой. Я родилась в семье, в которой никогда не было учителей. Мой папа – военный. Мы с родителями объехали всю нашу огромную страну от Сахалина до Прибалтики и Украины. Но, сколько помню себя, с раннего детства, всегда играла в школу и мечтала быть учителем. Моими первыми воспитателями были, конечно, родители! Я выросла в атмосфере любви, я просто купалась в любви, которую щедро дарили мне и моей сестре родители. Они всегда были рядом, оберегали от всех невзгод, окружая любовью и нежностью. Наверное, именно это сыграло в моей жизни самую важную роль. Я с младенчества поняла, что значат в жизни любовь и взаимопонимание. А ещё у меня были замечательные учителя в школе. Всегда с теплом и нежностью вспоминаю свою первую учительницу Косенко Надежду Денисовну. Вот уж кто умел найти тот самый индивидуальный подход к каждому ученику! Терпеливая, добрая, сдержанная, тактичная, умная! С ней всегда было интересно. И позже с учителями мне и моим одноклассникам везло! Не могу не назвать их: классный руководитель и учитель литературы и русского языка Слипенчук Нина Михайловна, учителя математики Митюшкина Тамара Ивановна, Бушуев Иван Федорович, учитель физики Макушин Борис Павлович, учитель английского языка Грушецкая Ольга Митрофановна и многие другие. Именно они научили, в первую очередь, думать, а не просто зазубривать материал. Они всегда могли найти нужные слова, чтобы похвалить, а если нужно, то и поругать! Но всегда были добры и справедливы. Мы знали: нас любят! Поэтому, когда настал момент выбора будущей профессии, у меня практически не было сомнений - педагогический. Правда, некоторое время колебалась между филологией и журналистикой и физико-математическим. Но, вскоре сомнения рассеялись, и я поступила в педагогический институт в г.Ровно в Украине. 
   По окончании института 1 год работала в Москве в детском саду (пришла туда из-за маленькой дочери, чтобы быть рядом с ней). А с 1982 года работаю в СОШ №8 г.Моздока, куда приехала по месту воинской службы мужа. Живу и работаю здесь уже много лет, сначала учителем физики, сейчас и заместителем директора по воспитательной работе.  Можно сказать, стала моздокчанкой, восьмая школа - мой второй дом, а коллектив (он у нас сложившийся за годы совместной работы, дружный, работоспособный, отзывчивый) - моя вторая семья. Работу свою люблю. Считаю, что это моё, и здесь много простора для творчества! А ещё очень люблю природу, лес, воду. Люблю путешествовать. Может поэтому со своими учениками объездила весь Северный Кавказ. Всегда беру с собой фотоаппарат. Фотографирую виды и всё то, что понравилось, зацепило за душу. У меня коллекция фотографий разных уголков Северного Кавказа и Украины. Люблю собирать грибы. Люблю выращивать цветы и вышивать их на картинах, которые дарю своим друзьям.

  Всем известно, что магнит притягивает железо. Но это, если магнит близко! А попробуйте взять иголки, подвесив их на нитях, дотроньтесь  магнитом до них,  а затем удалите магнит! Что получилось?! Иголки разошлись в разные стороны, оттолкнулись друг от друга! С точки зрения физики всё объяснимо. Но в жизни и в воспитании необходимо, чтобы рядом был  какой-либо «магнит». И, если этот магнит ты, то важно быть рядом с тем,  кто тебе доверяет, притягивать к себе своей энергией, силой души, светом глаз! 

   Родители научили меня: тепло, ласка и любовь творят чудеса! А учителя тому, что, какую бы профессию ты не выбрал, важно, чтобы в сердце твоём всегда звучала музыка, душа пела. А когда душа поёт, то всё, что бы ты ни делал, получается здорово! 

   Я уверена, что образование и воспитание должны быть неотделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания, и, наоборот, знание только тогда бывает прочным, когда оно несёт в себе воспитательный потенциал. Поэтому я ставлю на каждом уроке цели: развитие интереса к физике и воспитание через свой предмет, формирование навыков думать, анализировать, сравнивать, и развитие творческих способностей ученика. 

   Убеждена, что человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научитьСЯ, воспитатьСЯ, развитьСЯ. Чтобы это произошло, нужно, чтобы сам учитель изменил представление о своей роли в учебном процессе: он должен выступать не как источник информации, а как организатор самостоятельной деятельности учащихся. 

   У меня сложилось такое впечатление, что, когда дети приходят в школу, у них в голове «ветвистое дерево» представлений о мире, умений  думать, делать свои выводы. Постепенно мы, учителя, эти ветви обрубаем, и к окончанию школы получается толстое, прямое дерево без ветвей. Оно означает, что дети могут думать только в одном направлении. Но я хочу развить у ребят гибкость ума и ищу пути для этого. Свою работу я стараюсь строить на нескольких основополагающих принципах. Это хорошо сейчас известные принципы развивающего обучения. 

  Принцип 1.  Ничего в готовом виде не давать.

«Ключ к каждой науке – вопросительный знак», - говорил О.Бальзак. Поэтому объяснение материала я строю в виде цепочки блоков «вопрос – ответ». Вопрос задаю я, отвечают ученики; ответ обсуждаем, затем учащиеся делают вывод. Да и вообще, в любом деле нужна в первую очередь пища для ума.  Пища, которую нужно не просто проглотить, но сначала самостоятельно «прожевать». Конечно, это образ, но когда дети получают всё в готовом виде, не делают "своих", пусть маленьких, но открытий, им скучно, не интересно на уроках, ведь нет здесь места творчеству, работе мысли, полёту фантазии! 

 Принцип 2. Как можно больше фронтальных экспериментов или простых, не требующих больших затрат времени, опытов.

Это необходимо для того, чтобы учащиеся видели красоту физических явлений, почувствовали могущество экспериментального метода познания. У меня разработаны авторские тетради для лабораторных работ. Применение этих тетрадей освобождает учащихся от ненужного переписывания, что экономит время и позволяет его уделить непосредственно эксперименту. Вы можете сказать, что сейчас появилось огромное множество всевозможных тетрадей, которыми ученики благополучно пользуются. Но, во-первых, я разрабатывала свои тетради тогда, когда ничего подобного еще не было, во-вторых, эти работы в полной мере соответствуют и программе, и моей методике. Кроме того, в тетрадях есть инструктаж по технике безопасности и дополнительные экспериментальные задания для сильных учащихся или тех, которые работают быстрее. 

 Принцип 3. Образование и воспитание должны быть неотделимы.

Думаю, что сегодня этот вопрос особенно актуален. Ведь сейчас государству требуются выпускники школы, владеющие навыками самообразования, коммуникабельные, активные, умеющие работать с цифровой техникой. И эти требования меняются день ото дня. А это значит, что выпускники должны ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и находить выход в новых ситуациях и условиях труда.  Как учитель и заместитель директора по воспитательной работе понимаю, что любая деятельность школьников должна сопровождаться осмыслением вопросов «Кто я в этом мире?», «Что такое добро и зло?» и т.п. Сегодня особую остроту и актуальность приобрели вопросы экологии. Это и вопросы экологии общения и толерантности, и вопросы взаимодействия человека с природой.  В настоящее время около 20% населения России живут в экологически небезопасных зонах, а 35 – 40 % - в экологически трудных условиях. Решать экологические проблемы, сохранить природу для потомков под силу только людям с высоким уровнем экологической культуры и высоким чувством ответственности за результаты своей деятельности. На уроках по этой причине большое внимание уделяю экологическому воспитанию, включаю материал экологического содержания, как раскрывающий проблемы, так и обеспечивающий развитие мотивов природоохранной деятельности. 

 Принцип 4. Сделать так, чтобы учиться  было комфортно. 

Для обеспечения комфортности использую различные приёмы. Вот некоторые из них: 

 А) «Мне это пригодится», или «Зачем мне это изучать?». На любом этапе урока можно задать вопрос «Где нам может пригодиться изучаемый на уроке материал?». Ценность этого приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала. 

Б) «Аналогия». Многие физические явления и закономерности можно легко объяснить с помощью метода аналогии. Ещё Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются». Психологами доказано, что информация, поступающая через ассоциативный мостик, гораздо прочнее удерживается в памяти, нежели информация, поступающая прямым способом. Например, объяснить сжимаемость газов и несжимаемость жидкостей можно на таком примере: представьте себе, что всех учащихся класса поместили в такую маленькую комнату, где они стоят так плотно друг к другу, что не только не могут переходить с места на место, но и не могут повернуться в другую сторону. Можно ли ещё кого-нибудь запустить в эту комнату? А теперь эти же  учащиеся в спортзале. А здесь найдется место для кого-нибудь ещё? 

 В) «Реабилитация». Стараюсь не ставить «2» сразу. После неудачного ответа в любое время до следующего урока (на перемене, после уроков…) можно исправить оценку. 

 Г) «Это интересно».  Чтобы видеть перед собой горящие от любознательности, а не безразличные детские глаза, видеть в них удивление и радость открытия, стараюсь каждый урок сделать интересным, непохожим на другой. Делаю это по-разному: включаю вопросы «А знаете ли вы, что…?»,  «Представьте себе, что …» и т.п. Использую на уроках физики отрывки из художественной литературы, сказки, пословицы; привожу примеры из повседневной жизни, делаю экскурсы в историю и многие другое.

 А вообще в работе  я руководствуюсь следующими утверждениями:

 1) «В науке нет царского пути» (Евклид к Геродоту). Это в равной мере относится и к работе учителя, и к работе ученика. 

 2) «Только любовь». В качестве девиза для своей работы с ребятами я выбрала слова известного польского педагога-гуманиста Я.Корчака «Любить всех детей». Я вообще убеждена, что любая педагогическая идея может быть воплощена в жизнь только при одном условии - учитель должен любить всех детей, принимать их такими, какие они есть, поддерживать и защищать их своей любовью просто за то, что они – дети!  

Хотите – скажу больше: ни в одном деле, ни в одной профессии, ни в образовании, ни в  воспитании нет альтернативы любви и добру! И пусть сейчас плохо в мире нашем, пусть ещё  идут войны, но есть надежда, пока жива любовь! Она живет в каждой душе – любовь к родителям, к детям, к старым и малым, слабым и больным, любовь к ЖЕНЩИНЕ, к МУЖЧИНЕ, к РОДИНЕ… Потому живы мы и продолжаем жить, что любовь всё ещё сохранилась! Потому и Земля, наша планета, не сорвалась до сих пор в бездну, что не на трёх китах стоит, а на любви. И жизнь на любви замешана, и смерть любовью скрашена, и работа на любви строена. И дай нам БОГ сил не предать нашу любовь, не растерять её в буднях и трудностях. Пусть любовь нас всех оберегает. Пусть любовь нас никогда не покидает.  

         И тогда 

                    КРАСОТА,

                                ДОБРОТА,

                                            и  ЛЮБОВЬ

                                                             спасут МИР! 
14.01.2009