Воскресенье, 22.12.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя МОУ СОШ №8 г.Моздока

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Уважаемый гость, нам важно знать, кто вы? (вы можете выбрать два ответа)
Всего ответов: 1234
Мини-чат

Из опыта работы

Главная » 2009 » Февраль » 21 » Воспитание познавательной активности и ответственного отношения к учебе
Воспитание познавательной активности и ответственного отношения к учебе
20:55
Воспитание познавательной  активности 
и ответственного отношения  к  учебе
в МОУ СОШ №8 г. Моздока РСО - Алания.

 

      Специальные исследования показали, что учение может не только способствовать продвижению вперёд, но и замедлить развитие личности. Если обучение основано не на уяснении и осмыслении, а преимущественно на запоминании, то оно может на определённом этапе затормозить развитие учащегося. Сейчас кардинально изменилась цель обучения. Если раньше обучение ставило своей целью добыть определённую сумму знаний, то в настоящее время это не становится самоцелью. Ведь с каждым годом объём информации в каждой отрасли науки удваивается, а то и утраивается, и дальнейшее возрастание по предсказаниям ученых будет идти в геометрической прогрессии. То есть человек просто физически не сможет иметь полный объем знаний в той или иной области. Поэтому на первое место выступает не получение определенной суммы знаний, а развитие личности, способной самостоятельно добывать необходимые знания, или информацию, анализировать её, вычленять главное, адаптировать полученные знания в других условиях и т.п. Достижение необходимого обществу уровня образованности и развития личности невозможно без систематической самостоятельной работы, готовность к которой закладывается в школьном возрасте. В связи с этим в концепции развития воспитательной работы в школе много внимания уделяется самостоятельной деятельности школьников.  На протяжении многих лет метод самостоятельной работы учащихся в центре внимания дидактов и психологов, которые проводят исследования  различных аспектов развивающего обучения. Доказано, что самостоятельная работа играет огромную роль в формировании развития учебных навыков, воспитании воли, навыков коллективного труда, познавательного интереса. В неё выявляется индивидуальность каждого ученика, формируется интеллект и характер. Всё вместе благоприятствует усвоению глубоких и прочных  знаний.

           

*      В нашей школе на протяжении многих лет ведется систематическая работа по формированию познавательной активности школьников. Вопросам воспитания у обучающихся ответственного отношения к учебе и развития познавательных интересов  много внимания уделяется в  Программе воспитания «Я в Мире, Мир во мне», принятой в 2006 году и в  Плане организации  деятельности школы как центра воспитательной работы в микрорайоне, составляемом на основе программы развития воспитания на текущий учебный год.

 

*      Эта работа ведется по следующим направлениям:

Ø      диагностика мотивации школьников к обучению;

Ø      развитие представлений об окружающем мире, расширение кругозора учащихся;

Ø      развитие интеллектуальных способностей учащихся;

Ø      обучение школьников навыкам самостоятельной работы;

Ø      обучение учащихся навыкам саморазвития, самовоспитания и самообразования;

Ø      повышение квалификации педагогов по теме «Обучение школьников навыкам саморазвития»;

Ø      педагогическое просвещение родителей по теме «Как помочь своему  ребенку в развитии его познавательной активности».

 

*      Сентябрь месяц объявлен как Месячник воспитания  познавательной активности и ответственного отношения к учебе. В текущем учебном году в ходе этого месячника и первой учебной четверти предусмотрены такие общешкольные мероприятия как «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в 10-классники», «Посвящение в ученики», интеллектуальные викторины «Мистер СЭМ (САМЫЙ ЭРУДИРОВАННЫЙ МАЛЬЧИК)» в 6 – 8 классах; часы общения «Учеба твой главный труд», «Твои знания – залог успешности  в будущем». Очень интересно прошли интеллектуальные викторины «Мистер СЭМ» в 6 – 8-х классах, которые проводились в игровой форме с использованием ИКТ. Викторина включала вопросы из разных областей знаний по блокам: русский язык и литература, математика, история, естественные науки, логика. Наибольшие затруднения вызвали вопросы по математике и русскому языку и литературе. Победителями игр стали Домский Никита (6 «б»),  Цориев А. (7 «б»), Ахмедов Ш. (8 «в»). Зам.директора по ВР Сарахман И.Д. в течение предыдущего учебного года разработаны памятки для учащихся  и родителей по вопросам самовоспитания и самообразования, которые размещены на школьном  web - сайте и пополнили портфолио  и методические папки классных руководителей. В помощь классным руководителям также сделана подборка разработок классных часов по самовоспитанию, самопознанию и самообразованию из цикла «Познай себя и свои возможности», которые уже использовали в своей работе классные руководители Кухужева К.В., Скрынникова Я.А., Потоцкая Т.Д. и другие.

 

*      Вопросы воспитания у обучающихся ответственного отношения к учебе и развития познавательных способностей и интересов отражены также и в планах воспитательной деятельности классных руководителей 1-11 классов. Однако при планировании не всегда учитывается уровень развития мотивации к обучению в классе. Так как под развитием познавательной активности понимается обогащение представлений об окружающем мире, развитие потребностей в расширении кругозора и развитие интеллектуальных способностей,  то, в первую очередь необходимо провести диагностики развития эмоционального, интеллектуального развития учащихся, сферы их  интересов,  развития  потребности к расширению  кругозора и способности к развитию и саморазвитию. Так как большинство  классных руководителей не имеют навыков проведения диагностик, то  необходимо привлекать к работе с классом  школьного психолога.  Исключение составляет классный руководитель 5 «В» класса Скрынникова Я.А., имеющая образование педагога-психолога. За период с 1 сентября 2007 года по 25 сентября 2008 года  школьным психологом проведены диагностики интереса к учебе, развития познавательных  интересов,

      профессиональных склонностей  в  6«а», 6«б», 7«а», 7«б», 11«а», выпускных 9 «а»
      и 9 «б» классах в предыдущем учебном году; диагностики мотивации  к обучению,
      тест тревожности и социометрия в 5-х классах в 1 четверти 2008-09  учебного
      года. Запланировано провести диагностики в остальных классах в течение 2 и 3
      четвертей учебного года.

 

*      Много  внимания уделяют воспитанию ответственного отношения к учебе и развитию познавательных интересов учителя начальных классов. В планах воспитательной деятельности всех классных руководителей 1- 4 классов запланировано проведение следующих мероприятий: беседы «Твой режим дня», «Как научиться «хорошо» учиться», «Законы школьной жизни», так как именно в начальной школе формируется потребность в развитии интеллектуальных способностей и навыки учебного труда. Кроме того,  с целью  развития кругозора учащихся учителя планируют следующие классные часы в разных формах: «Игра-путешествие по морю любимых предметов», «История моего города», «Моя родословная» (Кожевникова Ю.В., 4 «В»); «Зачем учиться?», «Все профессии нужны» (Чулошникова Л.Н., 4 «Б»); «Литературная игра-путешествие по любимым сказкам» (Волкова С.В.,3 «Б»); «Путешествие в природу» (Рожаева Н.В., 4 «Г»). Кл.руководители Мискарова Т.В.( 3 «В»), Белоусова О.В.( 3 «А») планируют цикл классных часов-уроков: урок взаимопомощи, урок общения, урок улыбки , урок успешности и т.п. Надо отметить, что такая работа ведется систематически из года в год, что предусмотрено Программой воспитания МОУ СОШ №8 «Я в Мире, Мир во Мне».

 

*      В среднем звене (5 – 8 классы) работа по развитию познавательных интересов и ответственному отношению к учебе ведется как учителями - предметниками  (на уроках; привлечение к участию в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по предмету), так и классными руководителями. Следует отметить, что по сравнению с предыдущим учебным годом,  классные руководители стали больше внимания уделять не только развитию кругозора учащихся, но и корректировке навыков успешного учебного труда, включив в свой план воспитательной деятельности беседы, часы общения, классные ученические и родительские собрания, направленные на формирование ответственного отношения к учебе. Так, например, классный руководитель Алкачева А.В. (5 «а») практикует в работе беседы «Правила школьной жизнедеятельности», классные собрания «Итоги нашей работы в четверти». Классный руководитель Бондарь Л.И. (5 «б») в сентябре провела классный час-практикум «Мы – пятиклассники», в ходе которого ребята учились правильно заполнять дневники, читать расписание уроков и т.п., запланировала классный час – беседу «Режим дня – здоровье – успехи в учебном труде», брейн-ринги «Умники и умницы». Классный руководитель Скрынникова Я.А. (5 «в») в работе использует такие формы, как отчеты об успеваемости, поведении и посещаемости на классных собраниях, дискуссии и беседы на темы «Зачем учиться», «Учеба – наш главный труд». Классный руководитель Загилова С.И. (5 «г») в сентябре провела беседы «Правила нашего коллектива», «Учеба – наш главный труд», брейн - ринг «Вперед, эрудиты!», планирует цикл интеллектуальных игр-викторин  «Кто умнее?», классные собрания «Подведем итоги четверти». Классный руководитель 6 «а» класса Полупанова И.Г. практикует ежемесячно классные собрания «Жизнь нашего классного городка», на которых  рассматриваются основные вопросы жизнедеятельности классного коллектива, планирует диагностики «Моё учение», классное собрание «Учеба – наш главный труд», Турнир Всезнаек, интеллектуальные игры «Час веселых забав». Классный руководитель 6 «б» класса Исакова О.А. в сентябре провела КТД «Выбираем наш актив», интерактивную игру «Самый классный класс, или чуть-чуть о каждом». Классный руководитель 6 «в» класса Баратова И.В. использует в работе такие формы как анкетирование, психологический тренинг, интерактивная игра, планирует такие классные часы как «Моя роль в коллективе», «Знания – сила», «Азбука мышления», «Поле чудес». Классный руководитель 7 «а» класса Рябоволова Е.В. основной формой работы в классе выбрала часы общения. Проведены классные часы  на темы «Познай себя и других», «Мои сильные и слабые стороны»,  «Учеба – наш главный труд», а классный руководитель 7 «б» класса Черненко Е.В. помимо бесед применяет анкетирование и практикумы «Учимся готовить политинформацию», «Особенности нашего возраста» с привлечением психолога. Классный руководитель 8 «а» класса Максимова Е.В.  вопросы организации учебного процесса рассматривает на классных собраниях «Учеба – наш главный труд», а для развития кругозора школьников проводит  информационные классные часы «Путешествие по морю знаний», викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. В 8 «б» классе очень интересно прошли классные часы, на которых рассматривались вопросы самопознания, самодисциплины  и самовоспитания. Классный руководитель 8 «б» класса  Гаврилова В.С. на протяжении нескольких лет поддерживает тесную связь с библиотекой им.Горького. Учащиеся этого класса являются читателями библиотеки и в традициях класса – проведение классных часов совместно с библиотекой. Классный руководитель 8 «в» класса  Егизарова Е.Г. чаще всего практикует беседы «Правила школьной жизни» и классные собрания «Как мы выполняем законы школьной жизни».

 

*      В 9 -11 классах  воспитательная деятельность классных руководителей направлена в основном на формирование механизмов самоорганизации деятельности учащихся.  Так классный руководитель 9 «а» класса Потоцкая Т.Д. много времени и внимания уделяет развитию самостоятельности учащихся  и воспитанию чувства коллектива в классе, практикуя ежемесячные классные собрания, на которых рассматриваются основные вопросы жизнедеятельности классного коллектива и отчеты учащихся перед коллективом. Ею запланированы цикл бесед по самопознанию и самовоспитанию: «Кем  я хочу  быть, и каким надо быть», «Познай себя и других», «Мой читательский дневник» и др. Классный руководитель 9 «б» класса Стаценко Н.А. чаще других форм в работе использует беседы и часы общения по теме «Как мы выполняем законы школьной жизни». В 9 «в» классе классный руководитель Кученкова В.С. провела часы общения «Познай себя и других», «Правила школьной жизнедеятельности».  В 10 «а» классе классный руководитель Погребняк Н.М. провела беседу «Формирование механизма самоорганизации умственной деятельности», анкетирование по выявлению рейтинга предметов, организовала дискуссию «Какие знания нужны современному человеку»,  беседы и классные собрания «Как мы выполняем законы школьной жизни» «Права и обязанности учащихся». Классный руководитель 10 «б» класса Ковязина О.Н. в своей работе чаще всего применяет часы общения – обмен мнениями учащихся по разным вопросам: «Как познать себя и других», «Самые значимые рубрики газеты», Мои жизненные интересы, пути их реализации».

      В 11-х классах классные руководители, действуя в соответствии с общешкольным
      планом, больше усилий направляют на вопросы психологической и практической
      подготовки учащихся к ЕГЭ и профессиональной ориентации, для чего проводят
      встречи с представителями учебных заведений, изучают положение о ЕГЭ,
      проводят индивидуальные беседы с учащимися, планируют классные часы по
      теме «Твоя будущая профессия», включая диагностики профессиональной
      направленности учащихся. Вопросы ответственного отношения к учебе
       рассматриваются в основном на классных собраниях.
      Например, собрания «Наши успехи в учебе, неудачи и пути их преодоления»,
      « Мои знания - моё богатство и моё будущее»  в 11 «а» (кл.руководитель Кухужева
      К.В..), «Как мы выполняем законы школьной жизни»  в 11 «в» (кл.руководитель
      Макозова И.В.).

 

*      Развитие интеллектуального уровня  учащихся – через школьные кружки и научные секции. В последние годы успешно используем метод проектов в воспитании и образовании. Например,  на занятиях  кружка «Юный эколог» (рук. Максимова Е.В.) ребята изучали «Экологическое состояние пришкольного участка»; на занятиях физического общества «КСИОП» (рук. Загилова С.И.) изучали загрязнение атмосферы микрорайона школы выбросами автотранспорта. В школе действуют кружки  «Юный программист» (рук. Скрыльников Д.М.), «Рукодельница» (рук. Есипко М.В.), театр – студия «Теремок» (рук. Полупанова И.Г.),  психологический «Эдельвейс» (рук. Скрынникова Я.А.), гражданско-патриотический «Молодая Гвардия» (рук. Джидзалов Т.С.), спортивные кружки и секции от учреждений дополнительного образования.

       

*      Для того чтобы привить  детям навыки самостоятельной работы, учитель сам в полной мере должен ими владеть. «Век живи – век учись». Эта древняя мудрость  в полной мере относится и к учителям, и к учащимся. В школе организована система повышения квалификации педагогических кадров на педагогических советах, семинарах, школьных педагогических конференциях, ШМО классных руководителей и учителей-предметников. Проведены педсоветы и семинары по темам «Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося», «Подготовка учителя к проектно-организаторской функции в воспитании и образовании», «Социализация подростка через систему социальных проб». На заседаниях ШМО классных руководителей рассматриваются вопросы самообразования и самовоспитания, проводим обмен опытом  между классными руководителями через открытые мероприятия, круглые столы, семинары.

 

*    Участники образовательного процесса – это дети, педагоги и родители. Поэтому мы считаем, что родители также могут сыграть решающую роль в развитии познавательных интересов учащихся и в привитии им навыков самостоятельной работы. Одна из главных забот родителей - это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребенка к школе, дали нужный настрой с первых дней учебы. Учителя начальных классов терпеливо обучают родителей правилам общения с детьми. Проводят родительские собрания (в 1-х классах – еженедельно, во 2-4-х классах – не реже одного раза в месяц, в 5-6 классах – ежемесячно), на которых знакомят родителей с особенностями психофизического развития детей в разном возрасте, с особенностями коллективного и индивидуального труда, привлекая к общению с родителями школьного психолога. Ведь именно семья, родители с раннего детства должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы.  Учеба - это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, к рассказу ребенка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности у их ребенка, и могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению. Детская лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не  обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашнего задания, это может привести к отставанию и даже второгодничеству. Родители должны заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему. Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Делу – время, потехе – час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять «на потом». Иногда ребенок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания. Родители должны показать практические приемы его выполнения: разобрать с ребенком условие задачи или упражнения, помочь в работе над картой, подсказать, как выучить стихотворение, подбодрить ученика, укрепить его веру в свои силы, помочь найти ответы на вопросы. Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребенок овладевает навыками учебного труда. Иногда учение дается слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и выработать у школьника трудолюбие. К сожалению далеко не все родители обладают терпением, тактом и, тем более, педагогическими знаниями. Чтобы помочь родителям, научить их правильно оказывать помощь в учении своим детям, мы регулярно проводим занятия педагогического лектория. «Родительская поддержка»,  «Воспитание интереса к учению. Мотивы учения», «источники познавательной активности и самостоятельности 5-классников», «Воспитание и развитие наблюдательности, развитие внимания», «Особенности мышления в разных возрастах. Средства его развития», «Разнообразие познавательных интересов, их устойчивость, глубина», «Роль родителей в развитии познавательных способностей», «Создание в семье благоприятных условий для учебных занятий и полноценного отдыха детей».

                                                                                                                           

*      Только объединив все усилия  педагогов и родителей, можно добиться хороших результатов. Только вместе  можно воспитать человека будущего – конкурентоспособную личность, образованного, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно ставить цели, планировать и разрабатывать деятельность для их достижения человека.

Просмотров: 17134 | Добавил: irina-ds | Рейтинг: 4.9/17
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]