Каждый день я вхожу в класс на урок и вижу устремленные на меня детские глаза: карие, серые, голубые… Они смотрят на меня пытливо, задумчиво или… равнодушно… Чего они ждут от меня? Что я могу им дать? Как не дать угаснуть живущей в них мысли, или как зажечь огонёк заинтересованности?
Всем известно, что магнит притягивает железо. Но это, если магнит близко! А попробуйте взять иголки, подвесив их на нитях, дотроньтесь магнитом до них, а затем удалите магнит! Что получилось?! Иголки разошлись в разные стороны, оттолкнулись друг от друга! С точки зрения физики всё объяснимо. Но в жизни и в воспитании необходимо, чтобы рядом был какой-либо «магнит». И, если этот магнит ты, то важно быть рядом с тем, кто тебе доверяет, притягивать к себе своей энергией, силой души, светом глаз!
Родители научили меня: тепло, ласка и любовь творят чудеса! А учителя тому, что, какую бы профессию ты не выбрал, важно, чтобы в сердце твоём всегда звучала музыка, душа пела. А когда душа поёт, то всё, что бы ты ни делал, получается здорово!
Я уверена, что образование и воспитание должны быть неотделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания, и, наоборот, знание только тогда бывает прочным, когда оно несёт в себе воспитательный потенциал. Поэтому я ставлю на каждом уроке цели: развитие интереса к физике и воспитание через свой предмет, формирование навыков думать, анализировать, сравнивать, и развитие творческих способностей ученика.
У меня сложилось такое впечатление, что, когда дети приходят в школу, у них в голове «ветвистое дерево» представлений о мире, умений думать, делать свои выводы. Постепенно мы, учителя, эти ветви обрубаем, и к окончанию школы получается толстое, прямое дерево без ветвей. Оно означает, что дети могут думать только в одном направлении. Но я хочу развить у ребят гибкость ума и ищу пути для этого. Свою работу я стараюсь строить на нескольких основополагающих принципах. Это хорошо сейчас известные принципы развивающего обучения.
«Ключ к каждой науке – вопросительный знак», - говорил О.Бальзак. Поэтому объяснение материала я строю в виде цепочки блоков «вопрос – ответ». Вопрос задаю я, отвечают ученики; ответ обсуждаем, затем учащиеся делают вывод. Да и вообще, в любом деле нужна в первую очередь пища для ума. Пища, которую нужно не просто проглотить, но сначала самостоятельно «прожевать». Конечно, это образ, но когда дети получают всё в готовом виде, не делают "своих", пусть маленьких, но открытий, им скучно, не интересно на уроках, ведь нет здесь места творчеству, работе мысли, полёту фантазии!
Это необходимо для того, чтобы учащиеся видели красоту физических явлений, почувствовали могущество экспериментального метода познания. У меня разработаны авторские тетради для лабораторных работ. Применение этих тетрадей освобождает учащихся от ненужного переписывания, что экономит время и позволяет его уделить непосредственно эксперименту. Вы можете сказать, что сейчас появилось огромное множество всевозможных тетрадей, которыми ученики благополучно пользуются. Но, во-первых, я разрабатывала свои тетради тогда, когда ничего подобного еще не было, во-вторых, эти работы в полной мере соответствуют и программе, и моей методике. Кроме того, в тетрадях есть инструктаж по технике безопасности и дополнительные экспериментальные задания для сильных учащихся или тех, которые работают быстрее.
Думаю, что сегодня этот вопрос особенно актуален. Ведь сейчас государству требуются выпускники школы, владеющие навыками самообразования, коммуникабельные, активные, умеющие работать с цифровой техникой. И эти требования меняются день ото дня. А это значит, что выпускники должны ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и находить выход в новых ситуациях и условиях труда. Как учитель и заместитель директора по воспитательной работе понимаю, что любая деятельность школьников должна сопровождаться осмыслением вопросов «Кто я в этом мире?», «Что такое добро и зло?» и т.п. Сегодня особую остроту и актуальность приобрели вопросы экологии. Это и вопросы экологии общения и толерантности, и вопросы взаимодействия человека с природой. В настоящее время около 20% населения России живут в экологически небезопасных зонах, а 35 – 40 % - в экологически трудных условиях. Решать экологические проблемы, сохранить природу для потомков под силу только людям с высоким уровнем экологической культуры и высоким чувством ответственности за результаты своей деятельности. На уроках по этой причине большое внимание уделяю экологическому воспитанию, включаю материал экологического содержания, как раскрывающий проблемы, так и обеспечивающий развитие мотивов природоохранной деятельности.
Для обеспечения комфортности использую различные приёмы. Вот некоторые из них:
Б) «Аналогия». Многие физические явления и закономерности можно легко объяснить с помощью метода аналогии. Ещё Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются». Психологами доказано, что информация, поступающая через ассоциативный мостик, гораздо прочнее удерживается в памяти, нежели информация, поступающая прямым способом. Например, объяснить сжимаемость газов и несжимаемость жидкостей можно на таком примере: представьте себе, что всех учащихся класса поместили в такую маленькую комнату, где они стоят так плотно друг к другу, что не только не могут переходить с места на место, но и не могут повернуться в другую сторону. Можно ли ещё кого-нибудь запустить в эту комнату? А теперь эти же учащиеся в спортзале. А здесь найдется место для кого-нибудь ещё?
1) «В науке нет царского пути» (Евклид к Геродоту). Это в равной мере относится и к работе учителя, и к работе ученика.
Хотите – скажу больше: ни в одном деле, ни в одной профессии, ни в образовании, ни в воспитании нет альтернативы любви и добру! И пусть сейчас плохо в мире нашем, пусть ещё идут войны, но есть надежда, пока жива любовь! Она живет в каждой душе – любовь к родителям, к детям, к старым и малым, слабым и больным, любовь к ЖЕНЩИНЕ, к МУЖЧИНЕ, к РОДИНЕ… Потому живы мы и продолжаем жить, что любовь всё ещё сохранилась! Потому и Земля, наша планета, не сорвалась до сих пор в бездну, что не на трёх китах стоит, а на любви. И жизнь на любви замешана, и смерть любовью скрашена, и работа на любви строена. И дай нам БОГ сил не предать нашу любовь, не растерять её в буднях и трудностях. Пусть любовь нас всех оберегает. Пусть любовь нас никогда не покидает.
И тогда
КРАСОТА,
ДОБРОТА,
и ЛЮБОВЬ