Краткое описание опыта работы
педагогического коллектива МОУ СОШ №8
г. Моздока РСО - Алания
по организации воспитательной деятельности
в 2007-2008 учебном году
Современная школа – это сложная социально-педагогическая система, включающая педагогический, ученический и родительский коллективы, различные объединения и организации школьных работников и учащихся. Воспитательная деятельность в школе строится на основе разработанной в 2006 году программы воспитательной работы «Я в Мире, Мир во мне», а также Программы развития школы, содержащей подпрограммы «Развитие воспитательной системы школы», «Организация социокультурного пространства школы», «Школьное самоуправление», «Укрепление и сохранение здоровья детей», «Одаренные дети». Реализация программ гарантирует формирование у школьников основ общечеловеческой гуманитарной культуры, и одновременно обеспечивает профилактику правонарушений.
В системе воспитательной деятельности такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей, позволяет решать ученическое самоуправление. Путем долгих раздумий и проб, опираясь на многолетний опыт работы, мы пришли к созданию системы ученического самоуправления, которая разрешает многие проблемы жизнедеятельности школы.
Система школьного самоуправления имеет три уровня. (Приложение 1). Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное соуправление.
На первом и втором уровнях ученического самоуправления в основном применяется структура по видам деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, информационная и др. Высшим органом самоуправления на первом уровне является классное собрание, на втором уровне – ученическая конференция. Организационные проблемы жизнедеятельности учащихся решает Совет Учащихся Школы. Деятельность органов ученического самоуправления первого и второго уровней регламентируется Положениями: о классном ученическом самоуправлении, о Совете Учащихся Школы, о старосте, о школьных ученических штабах (Приложение 2)
Кроме того, в среднем и старшем звене на обоих уровнях создаются временные органы самоуправления – «Советы дел». Как показала практика, временные органы самоуправления целесообразнее создавать для организации КТД (коллективных творческих дел). Педагогическое руководство в Совете Учащихся Школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, а в штабах консультантом выступает педагог – организатор.
Роль ученического самоуправления в системе деятельности школы, цели и функции его органов представлены в (Приложение 3). По инициативе СУШ организованы и проведены, например, следующие массовые и групповые КТД: Фестиваль Народов Кавказа; выставка детского творчества «Вместе с мамой»; фестиваль детского творчества «Мы зажигаем звезды»; игровой проект «Город МИРА»; шефские концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне школы; концерты в подшефной воинской части; социальный проект «ПАНТ» («Против Алкоголя, Наркотиков, Табакокурения»); проект «Школьный сайт»; проект «Красивая школа» - озеленение здания школы, кабинетов и пришкольного участка и другие.
Третий уровень самоуправления - школьное соуправление, потому что его орган – Управляющий Совет Школы состоит из членов СУШ, педагогов, родителей и представителей общественности. Его роль, цели деятельности и функции также регламентируются соответствующим Положением.
Система школьного самоуправления – это управление, при котором сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы. Такая система становится типом представительной демократии, которая развивается до непосредственной демократии через такие формы, как общешкольные и классные ученические собрания. Управляющий Совет школы уже становится органом общественного управления, переводя школу с государственного управления на государственно-общественное управление. В 2007 – 2008 году УСШ, например, утвердил следующие документы, регламентирующие организацию воспитательной деятельности в школе: Правила поведения учащихся, Положение о поощрениях и взысканиях, Положение об организации дежурства по школе, Положение о школьной форме, Положение о школьном web – сайте.(Приложение 4)
По инициативе СУШ и УСШ в школе организованы конкурсы: «Ученик года», «Лучший класс года», «Лучший классный руководитель», «Родитель года» и различные творческие конкурсы для детей и родителей.
В организации свободного времени и досуга детей огромную роль играет система дополнительного образования. Дополнительное образование – это процесс свободно избранных ребенком способов приобретения знаний, видов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение способностей и интересов личности и содействующий её самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования. Около 86 % учащихся школы охвачены кружковой работой в школе и учреждениях дополнительного образования, из них около половины в кружках художественно-творческих. Более 350 учащихся школы занимаются в спортивных кружках и секциях учреждений дополнительного образования.
На базе школы работают секции Таэквон-До ГТФ, лёгкая атлетика, баскетбол, бокс; кружки «Умелые руки» от ДЮСШ и ЦДТ. Организованы кружки, деятельностью которых руководят педагоги школы. Это кружки:
- любителей вокального и хорового пения «До-ми-соль» (Макозова И.В.),
- театральный - «Теремок» (Полупанова И.Г.),
- психологический - «Эдельвейс» (Скрынникова Я.А.),
- кружок начального программирования «Юный программист» (Скрыльников Д.М.),
- гражданственно-патриотческий - «Молодая гвардия» (Джидзалов Т.С.),
- кружок рукоделия «Мастерица» (Есипко М.В.),
- "Юный эколог" (Максимова Е.В.).
Дети с удовольствием посещают занятия этих кружков. Всем запомнились спектакли «Сказка про козла», «Широкая масленица», "Теремок", "Праздник здоровья", поставленные силами кружковцев «Теремка»; участие юных вокалистов в школьных праздниках и концертах; выставки творческих работ и рукоделия. Деятельность кружков организована на основе учебно-тематических планов, составленных педагогами – руководителями кружков. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей занятых в кружках и секциях школьных и учреждений дополнительного образования. (Приложение 5)
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А.Сухомлинский.
Однако сегодня в отношениях семьи и школы существует ряд проблем:
- чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у детей;
- небольшой интерес со стороны родителей к образованию и внутреннему миру своих детей и, как следствие, нежелание участвовать в школьных делах;
- большое количество детей в школе из многодетных и малообеспеченных семей, а также приток детей из других регионов вследствие военных конфликтов;
- низкий уровень доверия к школе и, как следствие, негативное отношение к школьным требованиям.
Чтобы активизировать работу с родителями, организовать сотрудничество родителей и школы, мы решили построить её на основе системного подхода. Для этого включаем родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность, организуем педагогическое и правовое просвещение родителей, оказываем помощь родителям в семейном воспитании (встречи и консультации с педагогами, психологом и другими специалистами, а также советы по воспитанию, в т.ч. через школьный сайт ( www.school008.ucoz.ru).
В организации этой работы используем разнообразные индивидуальные и групповые формы:
- родительские собрания (классные и общешкольные);
- дни открытых дверей;
- «круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания;
- диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи с администрацией и учителями;
- практические занятия, тренинги;
- беседы, переписка, консультации и др.;
- совместный досуг и организация свободного времени (концерты, смотры знаний, турниры, спортивные соревнования, праздники, спектакли, привлечение родителей к организации кружковой деятельности и др. (Приложение 6)
В оценке улучшения качества воспитательной работы школы используем методику Т. Шамовой, П.Третьякова, но главными показателями этого улучшения являются следующие:
-Имеется система воспитательной работы.
-Школа приобрела и использует необходимое оборудование для организации учебно-воспитательного процесса.
-Демократический стиль управления.
-Гуманистический характер отношений в коллективе.
-Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных центров и природной среды.
-Организация социальной защиты учащихся.
-Увеличение количества учащихся занятых в кружках и секциях дополнительного образования.
-Положительная динамика в изменении уровня воспитанности учащихся.
-Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Положительная динамика в оценке уровня заболеваемости учащихся.
-Увеличение количества выпускников, оказывающих школе помощь разного рода.
-С каждым годом увеличивается количество родителей, заинтересованных в достижении школой высоких результатов в обучении. Сегодня родители нашей школы, не только оказывают посильную материальную помощь школе, но и принимают непосредственное участие в организации учебно-воспитательного процесса.
-Увеличивается количество родителей, удовлетворенных организацией и качеством работы ОУ (определяем по методике Е.Степанова).
Школа стала более открытой для родителей и общественности (участие в работе УСШ, Родительского комитета школы, общение с родителями на страницах школьного сайта). (См. материал "Общественое участие в оценке деятельности ОУ и отдельных учителей" на Страничке заместителя директора по ВР).
|